
Время от времени появляется игра, которая просто меняет игру. Мы видели это бесчисленное количество раз за эти годы: Call of Duty, Fortnite, Halo, Gears of War, Elden Ring, Baldur’s Gate 3 и так далее.
Когда это происходит, всегда возникает тенденция к игре, которая станет «следующей игрой X». С середины 90-х игрой, которую нужно было превзойти, была Final Fantasy. Пусть она и не создала жанр JRPG, она, безусловно, долгое время оставалась самой успешной и популярной серией JRPG.
Это побудило других разработчиков попробовать свои силы в создании следующей Final Fantasy, и хотя некоторые из них добились замечательных результатов, до сих пор ни одна серия не смогла создать такую же магию, как Final Fantasy.
Давайте рассмотрим некоторые из этих смелых попыток стать следующим крупным достижением в жанре JRPG.
Нашим критерием является не обязательно плохие игры, а скорее игры, которые пытались стать полноправной серией, способной конкурировать с таким гигантом, как Final Fantasy, но в конечном итоге не смогли добиться такой же выносливости.
10 Легенда о Драгуне
У нас дома есть Final Fantasy 7

В конце 90-х практически все пытались перехватить славу, которую Final Fantasy приносила из года в год. Да, в те времена мы получали по одной игре Final Fantasy в год, а не раз в полвека, и какое же это было славное время! Но это также означало, что у конкурентов было мало возможностей подтянуться.
The Legend of Dragoon стала одной из самых запоминающихся игр, когда-либо пытавшихся это сделать. С рыжеватым блондином-протагонистом, брюнеткой-возлюбленной, седовласым злодеем и шокирующей смертью персонажа в середине игры, казалось, что игра достигла всех нот, которые сделали Final Fantasy 7 такой культовой.
Хотя я и питаю слабость к этой игре, ведь в ней было много крутых моментов с боёвкой и сюжетом, остальной игровой мир не разделял её мнения. Предполагалось, что это будет следующая крупная серия JRPG, но она не прижилась, поскольку новое поколение игр уже не за горами, а её откровенно уродливая графика настолько отстала от времени, особенно после Final Fantasy, что игра не произвела желаемого впечатления.
Игра не смогла стать новой Final Fantasy, а вместо этого превратилась в своего рода культовую классику, которую люди вспоминают с теплотой и по сей день.
9. Потерянная Одиссея
Слишком поздно в игре

Lost Odyssey — отличная игра по многим показателям, но многое в ней — попытка подражать формуле Final Fantasy. Там был таинственный главный герой с амнезией, враждующие магические народы, неожиданные повороты сюжета и музыка. Это неудивительно, ведь создатели игры — те самые создатели серии Final Fantasy.
Но на дворе был 2008 год. В игровом мире всё менялось. Открытые миры становились всё популярнее, а пошаговые JRPG со случайными столкновениями так активно избегались игровым сообществом, что воспринимались почти как ксенофобия.
Lost Odyssey стала жертвой этой риторики. Она просто казалась всё той же, и хотя её уникальная боевая система, основанная на тайминге, и действительно великолепный сценарий и визуальная составляющая, безусловно, выделялись, она так и не стала таким же мегахитом, как Final Fantasy. Осмелюсь сказать, что если бы Lost Odyssey вышла сегодня без каких-либо изменений, она стала бы гораздо большим хитом, чем в 2008 году, и это говорит о многом.
8. Потерянная душа в стороне
Своенравная душа

История Lost Soul Aside стала одной из самых бурных за последнее время. Всё началось 10 лет назад в голове одного вдохновлённого человека: Ян Бина, который увидел трейлер Final Fantasy 15 и сказал: «Я хочу это сделать».
Забавно, что его вдохновила игра, которая тоже прошла десятилетний путь псевдоотмен и перезагрузок, так что в этом смысле Lost Soul Aside идеально подражала Final Fantasy 15. К сожалению, во многих других отношениях игра не стала тем, чем должна была быть.
Lost Soul Aside была создана, чтобы стать следующей Final Fantasy, с огромными производственными затратами, четкой графикой и превосходной боевой системой, напоминающей Final Fantasy 16. Изначально планировалось, что это будет обширное приключение с открытым миром, городами для исследования и всеми атрибутами, которые можно ожидать от игры класса AAA.
Но в какой-то момент в разработке что-то пошло не так. Планы с открытым миром были отменены, сюжет укоротили, и в итоге мы получили экшен с персонажами, потрясающими боевыми сценами и сражениями с боссами, но без каких-либо других преимуществ. Жаль, ведь боевая система действительно заслуживает 10/10, но сюжет, озвучка, враги и злодеи просто ужасно скучны.
Игра начинается с подпольной революционной группы, сражающейся за уничтожение огромной империи. Первой моей мыслью было: «Блин, им же нравится Final Fantasy!» Но, как ни странно, сюжет практически сразу же обрывается, и вместо него происходит вторжение инопланетян, и сюжет настолько сходит с рельсов, что в первые минуты он уже почти не напоминает саму игру.
Надеюсь, эта команда получит еще один шанс, потому что при наличии бюджета и правильного направления в этой серии может появиться что-то особенное.
7 Отрекшихся
Square Enix достигла исторического минимума

Forspoken напоминает игру Final Fantasy по своей атмосфере, сюжету, графике и даже боевым действиям, но это самое большое доказательство того, что игра — это нечто гораздо большее, чем просто сумма ее частей.
Forspoken стала любимой мишенью для насмешек в 2023 году, в год, когда Final Fantasy вернулась в форму всего через несколько месяцев с Final Fantasy 16. Главная проблема, без сомнения, — это сценарий. Хотя изначально предполагалось, что это будет масштабная новая серия, которая могла бы взять на себя флаг Final Fantasy и развиваться дальше, сценарий сразу же гарантировал, что этого никогда не произойдет.
В лучшем случае это вызывает содрогание, в худшем — уморительно ужасно, а невыносимый главный герой, конечно, не особо улучшил ситуацию. Хотя бои в итоге становятся довольно интересными, враги невероятно скучные, битвы с боссами слишком длинные, и всё выглядит слишком кинематографичным, что само по себе нехорошо. Создавалось впечатление, что разработчики пытались смешать тональность Final Fantasy и «Игры престолов», но в итоге получилось что-то неправильное.
По иронии судьбы, Final Fantasy 16 повторит то же самое позже в том же году, но с большим успехом. Это доказывает, что даже если формула и составляющие в целом те же, секрет успеха кроется в команде разработчиков. Хотя в Forspoken, безусловно, были приложены усилия, и, несмотря на неплохое дополнение, мы вряд ли увидим, что эта игра станет следующим крупным проектом в ближайшее время.
6. Смелое дефолтное
Игра на вашей ностальгии

В 2014 году японские ролевые игры переживали некоторый упадок: золотой век давно прошел, а будущее игр оставляло старые пошаговые игры далеко позади.
Итак, Silicon Studios, при поддержке не кого иного, как Square Enix, пытается возродить это чувство былой славы. Bravely Default делает всё возможное, чтобы напомнить вам классические игры Final Fantasy начала 90-х: от визуального стиля и атмосферы до атак и боевых способностей.
Игра пытается заставить вас вспомнить приятные моменты, и в некоторых отношениях это действительно удается. Особенно увлекательными были бои с интересной системой риска и вознаграждения, которая заставляла вас думать о том, как действовать в каждом бою.
Так что же помешало этой игре стать следующей Final Fantasy? Платформа, на которой она вышла. Игра вышла на 3DS, которая, несмотря на успех портативной платформы, забыла о фанатах Final Fantasy, которые, вероятно, к тому времени уже отошли от портативных игр.
Они забыли, кто такая аудитория Final Fantasy. В то время они были на PS4, и их никто не любил. Игра была недостаточно хороша, чтобы продаваться на консоли, и, в конечном счёте, хотя спустя годы у неё и появилось продолжение, это один из самых легко забываемых клонов Final Fantasy.
5 Ксеногиров
Экзистенциальная фантазия

Xenogears уверенно занимает место в моей пятёрке лучших игр всех времён. На самом деле, изначально игра называлась Final Fantasy VIII, но разработчикам сказали, что она слишком мрачная, и они пойдут в другом направлении.
Так родилась Xenogears, изначально задуманная как пятый эпизод из шестисерийной серии. Но этого так и не произошло. Разработка велась в спешке, что привело к печально известному провалу второго диска с точки зрения игрового процесса и сюжета, но это ничуть не помешало игре стать успешной.
Конечно, игра мрачнее Final Fantasy, но сценарий фантастический, персонажи кажутся настоящими и невероятно глубокими, а сам сюжет, на мой взгляд, пока не превзойден ни в одной другой игре.
В ней также была увлекательная боевая система, включающая создание собственных комбо в реальном времени, а также сражения с гигантскими мехами. Это просто фантастический опыт, и один из самых больших упущений в славной истории Square Enix — то, что разработчики не смогли завершить серию.
Она действительно могла бы стать следующей Final Fantasy по популярности и всемирному охвату, но вместо этого стала самым масштабным вопросом «Что если?» в истории видеоигр. Конечно, вскоре команда разработчиков ушла и основала Monolith Soft, создав серию Xenosaga, а затем и серию Xenoblade Chronicles, которая во многом вдохновлена Xenogears и, по сути, стала Final Fantasy этого поколения.
4 Дыхание Огня
Глоток свежего воздуха

Breath of Fire вышла в 1993 году, когда Final Fantasy уже начала завоевывать рынок JRPG, но с тех пор между выходом новых игр стали проходить несколько лет.
Каждый раз, когда выходила серия Breath of Fire, игра Final Fantasy либо только что вышла, либо была на подходе, и когда серия наконец объявила о своем закрытии в 2008 году, Capcom заявила, что ей просто невыгодно пытаться конкурировать на рынке RPG, поскольку продаваться будут только определенные серии.
Но это не значит, что игры серии Breath of Fire были плохими, ведь они были хороши. Они затрагивали определённый олдскульный дух, что мало кому удаётся, и, хотя он может показаться примитивным, графический стиль также неподвластен времени, как и уникальные истории, рассказываемые от игры к игре. Очевидно, что игра создавалась, чтобы конкурировать с Final Fantasy, и в итоге заняла свою нишу. Это гораздо более анимешная JRPG с очень крутой боевой системой, делающей упор на комбо, и, конечно же, эпическими трансформациями драконов, которые до сих пор выглядят фантастически.
Я бы очень хотел увидеть возвращение этой серии, ведь мы живём в эпоху возрождения JRPG. Пусть Breath of Fire так и не достигла пика популярности, она всё же заняла своё место в истории видеоигр.
3 звезды Океан
Последняя фантазия в космосе

Star Ocean вышла в 1996 году, как раз в то время, когда Final Fantasy окончательно закрепила жанр JRPG и уже не отпускала его. Tri-Ace, безусловно, постарались на славу. Было очевидно, что игра пытается перенять сюжет и завязку Final Fantasy на научно-фантастическом уровне. И хотя в то время это было в новинку, было неизвестно, насколько сильно Final Fantasy скатится в научную фантастику в ближайшем будущем.
Издателем была Square, поэтому было очевидно, что они пытались запустить ещё одну франшизу, чтобы заработать денег, но эта определённо была более нишевым продуктом. Однако Star Ocean предлагает нечто совсем иное, чем Final Fantasy, а именно полноценные бои в реальном времени, которые Final Fantasy начала реализовывать только в 2016 году.
Star Ocean, безусловно, была успешным проектом, но когда мы говорим о Final Fantasy, мы говорим не просто об успехе, а о мировом господстве. Star Ocean таким не был, и хотя за 30 лет своего существования он породил 6 игр, это меркнет по сравнению с Final Fantasy.
Хотя ремейки вернули серию на карту, мы все еще ждем выхода еще одной высокобюджетной игры Star Ocean, которая станет законным претендентом на корону Final Fantasy.
2 Дикие Оружия
Фэнтези Оружие

Wild Arms решили пойти другим путём, стремясь стать следующим крупным проектом. Что, если бы в Final Fantasy было оружие? Проблема в том, что Final Fantasy 7 вышла всего за несколько месяцев до выхода Wild Arms, и в ней тоже было оружие. Так что Wild Arms сразу немного отстаёт.
Взглянув на скриншот из первой игры выше, вы можете увидеть, как сложилась ситуация против Wild Arms после того, как вы стали свидетелями абсолютного кинематографического великолепия и графического мастерства Final Fantasy 7 с ее невероятными сценами CGI и прекрасным предварительно отрендеренным фоном.
Могу сказать вам, что будучи ребенком, я увидел эту игру и подумал, что это что-то из эпохи Nintendo, реликвия, и был совершенно ошеломлен, когда узнал, что это новая игра в моем местном магазине видеоигр напрокат.
Несмотря на это, игра действительно получилась отличной. Несмотря на скромную графику, сюжет был увлекательным, а бои — классными, причем у каждого персонажа был свой тип оружия и способности.
Серия получила заслуженное признание только после выхода Wild Arms 2, которая перенесла её в 3D. Но, опять же, ей пришлось конкурировать с Final Fantasy 9, которая, возможно, подарила нам лучшую игру из когда-либо созданных на тот момент, так что на что же она действительно надеялась?
Вскоре серия сошла на нет, оставив после себя еще одну запоминающуюся серию после доминирования Final Fantasy.
1 Небеса Аркадии
Большой шаг Dreamcast

Sega точно знала, что делает, когда дала разработчику Overworks зелёный свет на создание Skies of Arcadia. Это была масштабная пошаговая игра для Dreamcast, которая впоследствии отобрала корону у Final Fantasy. Я помню это, как будто это было вчера: игровые журналы расхваливали её как «убийцу Final Fantasy» и начало новой франшизы, которая уведёт Dreamcast в далёкое будущее.
Что ж, этого не произошло, поскольку Dreamcast появился и исчез так же быстро, как и любая другая крупная консоль в последнее время. Но Skies of Arcadia, безусловно, стала светлым пятном. У неё было всё необходимое, чтобы превзойти Final Fantasy: от яркой графики до забавных персонажей, странных злодеев и отличного приключенческого сюжета. Но чего-то не хватало.
К моменту выхода Skies of Arcadia в 2000 году Final Fantasy значительно повзрослела, но во многих отношениях Skies of Arcadia казалась детской.
Основное внимание уделялось приключениям и жизнерадостным героям, стремящимся оставить свой след в истории, выступая против зловещей империи. Сюжет довольно стандартный, но вся изюминка — в игровом процессе. В игре есть увлекательное исследование, увлекательные бои и действительно интересные морские сражения.
Самым большим препятствием для неё стало простое появление на Dreamcast. Эта консоль появилась и исчезла всего через два года, и хотя Skies of Arcadia вышла на PS2, жанр уже её обошёл. Мы больше никогда не увидим другие игры этой серии, и хотя она получила хорошие отзывы и имеет неплохую фан-базу, это всего лишь очередной подражатель Final Fantasy, которому не хватило сил, чтобы продвинуться в будущее.